Укажите основные способы подготовки текста выступления

Способы подготовки к выступлению. • Экспромт – выступление «без подготовки». • План-конспект выступления – подробный план, каждый пункт которого сопровождается кратким указанием основных идей выступления. сообщение и воздействие.

Этапы подготовки устного выступления: тема, цель, вид и форма речи

И в отдельных случаях это оправданно. Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т. Поэтому лучше произнести заранее заготовленный и заученный текст. Если речь небольшая по объему, то это не так уж и трудно сделать, а если приходится выступать с лекцией, докладом, сообщением, то выучить текст полностью удается далеко не каждому. Этот вид овладения материалом труден для оратора, он требует от него большого напряжения и усилий воли. У оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал памяти, сильное волнение, неожиданный шум в зале и т.

Поэтому не рекомендуется дословно произносить написанный текст. Андроников, известный литературовед, мастер публичной речи, в книге «Я хочу рассказать вам... Если же не облекать мысль в живую фразу, рождающуюся тут же, в процессе речи, контакта с аудиторией не будет. В этом случае весь посыл выступающего будет обращен не вперед — к аудитории, а назад — к шпаргалке. И все его усилия направлены на то, чтобы воспроизвести заранее заготовленный текст.

Но при этом работает не мысль, а память. Фразы воспроизводят письменные обороты, интонации становятся однообразными, неестественными, речь — похожей на диктовку... Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст. Что это значит? Написанный текст речи следует хорошо осмыслить, проанализировать проблему, о которой будет идти речь, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз перечитать текст, произнести его вслух, восстановить в памяти план и содержание.

Целесообразно соответствующим образом разметить и сам текст речи, т.

Презентация должна быть такой, чтобы слушатель смог вспомнить, о чем вы говорили на выступлении, но при этом это не было бы транскриптом вашей лекции. Если я веду мастер-класс или записываю скринкасты, то вместо презентации готовлю другие материалы.

Когда я записывала уроки для онлайн-курса по программе Adobe inDesign, я готовила конспект мастер-класса, ключевые пункты, которые мне нужно рассказать, и файл для начала работы в программе. Дома я всегда выполняла урок в программе, которую собиралась показывать ученикам, чтобы понять, где есть затык, где что-то не получается, какими словами описывать те или иные вещи, чтобы не тратить время перед камерой. И для работы я сдавала студентам два файла: тот, с которого я начинаю, и финальный, который у меня получился в конце занятия.

Я подсмотрела это в официальных книгах Adobe, и это хорошо работает. В Британской школе дизайна я учу студентов готовить и собирать печатные книги с их проектами — это называется букбайндингом. Я всегда делаю дома тестовый образец, на котором могу понять, какие материалы нужны, где есть недочеты и как их исправить.

Нет ничего более грустного, чем педагог, который не знает, что делать дальше, поэтому поймите слабые места своего урока дома. Вероятно, все помнят из школы про завязку — кульминацию — развязку. Вот тут все примерно то же.

Иногда случаются непредвиденные проблемы: упал флипчарт, кто-то сбил вас с мысли вопросом или шуткой, вы вдруг увидели в помещении того, кого не готовы были увидеть. Не пытайтесь это моментально проанализировать, продолжайте говорить. Когда вам задают вопросы Обычно слушатели не приходят на выступление с конкретной целью «завалить» спикера. Чаще вопросы — это приглашение к диалогу, способ узнать, точно ли вы понимаете, о чём говорите в докладе. Вы можете столкнуться со следующими типами вопросов: — Вопрос по теме доклада, на который вы знаете ответ. Учтите, что перед вами, скорее всего, сидят эксперты, они могут много лет заниматься этой областью.

Отвечайте с опорой на свои знания. Если вы уверены, что хорошо «раскопали» тему, можно даже подискутировать, но в пределах разумного. В этом случае не стоит притворяться, что ответ вам известен. Вы можете честно признаться в том, что чего-то не знаете, но попробовать поразмышлять и привлечь ваши знания из смежных областей. Слушатели, скорее всего, оценят вашу честность и ход мысли. В этой ситуации корректно поинтересуйтесь, как этот вопрос применим к вашему проекту.

Уровни владения навыком публичных выступлений Я выделяю четыре этапа овладения навыком публичных выступлений: 1. Докладчик ориентируется исключительно на распечатанный текст, заучил его наизусть или читает с листа. Для многих людей просто решиться выступить — это уже прорыв. Говорящий хорошо проработал содержательную часть и начинает фокусироваться на мелочах, думает: «У меня какие-то закрытые жесты. Наверное, моя презентация выглядит скучно и сухо». Однако он может постепенно «закапывать» своё выступление, потому что замечает только негативные моменты и начинает волноваться.

Выступающий сам замечает, если что-то не так, и сразу исправляет недочёты. Например, он осознает, что долго стоял неподвижно, и переходит к открытым жестам, начинает активнее общаться с аудиторией. Опытный оратор ориентируется уже не на себя, а на аудиторию. Когда видит, что люди заинтересовались, продолжает рассказывать содержательные вещи; если все отвлеклись на телефоны, устраивает интерактив, задаёт вопросы и включает слушателей в свое выступление. Например, можно попросить зрителей проголосовать за что-нибудь: поднять руку или быстро заполнить короткий опрос, перейдя по ссылке в чате онлайн-конференции. Для этих целей я часто пользуюсь бесплатным инструментом Mentimeter.

Чтобы продвигаться от уровня к уровню, можно руководствоваться таким порядком действий: 1. Сначала напишите текст своего выступления и прочитайте его несколько раз вслух, сидя в удобном кресле. После этого запишите свой рассказ на диктофон и переслушайте его: обратите внимание, как дела со скоростью, укладываетесь ли вы в тайминг. Пока слушаете, отметьте в тексте те места, где лучше сделать паузу, выделить важную мысль интонацией или медленнее повторить сложную для понимания фразу. После того как вы прочитали текст пять-шесть раз, уберите записи с полным текстом и возьмите в руки только лист с основными тезисами выступления. Ориентируясь на них, снова запишите свою речь на диктофон.

Применение тропов и фигур делает речь не только выразительной, но и способствует лучшему пониманию и запоминанию. К средствам выразительности относятся также фразеологизмы и крылатые выражения. Этап словесного выражения заканчивается написанием полного текста выступления, тщательно отредактированного, ведь «перо — лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия» Цицерон. Запоминание — четвертая ступень риторического канона. Выбор формы произнесения речи с опорой на текст или без записей зависит от множества причин: сложности темы, состава аудитории, свойств памяти выступающего и др. Рекомендуется на основе полного текста выступления составить краткий тезисный план с четким выделением частей речи, с полной записью вступления и заключения, с записью цитат, статистических данных.

Написание текста выступления

Рассказываем как успешно выступить с докладом. Составляем план выступления, определяемся сколько времени выделять на выступление. Поговорим про начало, научную этику и заключительную часть выступления с докладом. 1. «Изобретение речи», т.е. подбор необходимого материала, содержания публичного выступления. 2. «Порядок», т.е. составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности. 5. Создание структуры речи. Как подготовиться к публичному выступлению по шагам. При подготовке скрипта публичного выступления, необходимо учесть время, которое будет отведено под выход спикера. Первый этап подготовки к публичным выступлениям: подготовить текст к выступлению. Есть 5 простых правил, которые сделают ваш текст превосходным!

Основные этапы подготовки текста

• набрать текст выступления таким шрифтом, который будет наиболее удобным. Пометить текст речи в тех местах, где вам необходимо сделать паузу. Например, одной вертикальной чертой – короткую паузу, двумя чертами – длинную паузу. Подготовка к публичному выступлению: основные этапы. Рассказываю об основных этапах и методах подготовки публичного выступления. Желательно 2-3 раза проговорите ее в ходе выступления. Чтобы не повторять одни и те же формулировки, можно на этапе подготовки выписать главную мысль отдельно и переписать ее несколько раз другими словами (советуем использовать словарь синонимов). В примерах не дается подробный текст речи, а показывается именно логика изложения. Используя эти примеры как ориентир, вы можете выстроить свою структуру выступления, добавив или убрав блоки. 3. Повседневная подготовка публичного выступления. 4. Основные этапы подготовки к конкретному выступлению. 5. Произнесение речи: работа оратора с аудиторией. 6. Основные типы устной публичной речи. Желательно 2-3 раза проговорите ее в ходе выступления. Чтобы не повторять одни и те же формулировки, можно на этапе подготовки выписать главную мысль отдельно и переписать ее несколько раз другими словами (советуем использовать словарь синонимов).

Основные этапы подготовки текста

2. Следующим этапом содержательной подготовки является выделение основных смысловых частей выступления, своего рода смысловых блоков. Теперь нужно представить себе, о чем вы будете говорить. Лари Кинг выразил мысль, что хорошее совещание базируется на трех китах: подготовке, подготовке и еще раз подготовке. Это правило применимо и к созданию текста выступления. Подготовка и способы подготовки текста для выступления. Часть I. Виды публичных выступлений 1.1. Понятие публичного выступления 1.2. Классификация публичных выступлений 1.3. Этапы работы над публичным выступлением. 4) Разработка плана выступления. План выступления – это его краткая программа, в которой определяется порядок изложения материала. На разных этапах подготовки составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий, основной. Оптимальный объем текста. Прежде чем приступать к написанию речи, нужно поставить себе четкие рамки. Обычно научный руководитель или заведующий кафедрой сообщает: «У вас будет 10-15 минут на выступление».

Способы подготовки к выступлению

В крайнем случае можно прочитать первое предложение, это поможет преодолеть начальный барьер и почувствовать себя уверенней. Текст выступления — готовится полный текст, который в процессе выступления полностью зачитывается. Некоторым ораторам кажется, что имея перед глазами весь текст выступления, говорящий чувствует себя уверенней. Но полный текст сильно ограничивает. В этом случае фактически невозможны отклонения от того, что написано в тексте, без нарушения целостности и последовательности речи. Многие ораторы чувствуют себя увереннее, если сначала пишут полный текст выступления. В таком случае есть два варианта: во-первых, из полного текста делается сокращенная версия в виде списка кратких тезисов, во-вторых, в полном тексте выступления выделяются самые существенные положения, на основе которых затем спонтанно произносится речь. Правила для оформления текста выступления. Использовать бумагу формата А4, без бликов.

Межстрочный интервал должен быть достаточно большим, чтобы можно было быстро найти нужное место, не прерывая надолго зрительный контакт с аудиторией. Длину строки следует выбирать в соответствии со смысловым членением. Писать следует только на одной стороне листа только те слова, которые взаимосвязаны и произносятся в речи как одно целое; писать на одной стороне листа, крупно и разборчиво. Нумеровать листы по порядку. Применять режиссерские указания. Воспроизведение наизусть — выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи. Выученных наизусть выступлений вообще быть не должно. Они производят впечатление искусственности, а говорящий постоянно испытывает нехватку в спонтанности и убедительности.

Вдобавок ко всему, заученный наизусть текст обычно произносится монотонно. Тот, кто выступает, заранее выучив текст, целиком привязывает себя к тексту. В этом случае сбои проявляются гораздо сильнее. К тому же включается страх сбиться и замолчать. Естественно, возможны и комбинации различных способов. Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Менее опытные лекторы, менее уверенные в себе, предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступления наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов.

Сопер, американский теоретик, считал, что план-конспект — это тот идеал, к которому должны стремиться все ораторы [71]. Структура публичного выступления Непременным условием успеха любого выступления является четкая структура. Она помогает привести мысли в порядок и обеспечивает логичность изложения. Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: введение, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции, и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Введение служит для того, чтобы установить контакт со слушателями и привлечь их внимание. Оно должно вести к теме, не затрагивая содержания.

Введение может включать приветствие и обращение к слушателям это первый шанс установить контакт с аудиторией , оригинальный зачин, тематически связанный переход к основной части. Основная часть выступления должна быть соответствующим образом структурирована. При этом возможны два подхода: с точки зрения логики и с точки зрения психологии. При логическом подразделении большее внимание уделяется материальным аспектам, в то время как психологическое подразделение определяется скорее степенью концентрации внимания. Однако эти принципы не взаимоисключающие. То, что завершает речь, дольше всего остается в памяти. Поэтому заключение обычно формулируется в виде краткого и легко запоминающегося обращения, побуждения или призыва к действию. Наиболее распространенные варианты заключения: 1 подводится итог, 2 кратко формулируются основные положения, 3 приводятся варианты дальнейшего развития темы, 4 подчеркивается значимость сделанных выводов, 5 ставятся новые задачи, 6 выражаются пожелания или надежды, 7 формулируется призыв.

Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. Композиция от лат. Композиция — это: 1. Строение, соотношение и взаимное расположение частей. Произведение скульптурное, живописное, музыкальное, литературное , сложное или неоднородное по своему составу.

Теория сочинения музыкальных произведений. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов спец. Ожегов С. Толковый словарь русского языка. Композиция речи в теории ораторского искусства — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение», «структура». Композиция материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную задачу. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. В процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако он в любом случае будет способствовать вашей работе. Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. Выделите вопросы выбранной темы, отберите существенные и основные, определите, в какой последовательности их излагать. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые вы хотите использовать.

Рабочий план помогает лучше продумать структуру выступления, определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, какие включить и т.

Предугадывайте главные сомнения клиентов и говорите о них в презентации. Представление себя и своей компании Ситуации. Любые ситуации, когда надо объяснить людям, кто вы и чем занимаетесь: Представить себя и свою компанию перед началом презентации Представить свою компанию за круглым столом на бизнес-мероприятии В неформальной обстановке быстро ответить на вопрос «чем занимаетесь? Представление себя перед презентацией Это может быть даже не полноценная презентация, а буквально 3-4 предложения о себе. Или рассказ на 1-2 минуты о своем бизнесе. Пример: Кто вы: Я — преподаватель английского языка. Чем занимаюсь: Веду курсы для сотрудников организаций.

Чем полезен: Помогаю научиться говорить с иностранными партнерами с использованием профессиональной терминологии. Уникальная особенность: Составил словари по профессиональной терминологии по 15 сферам деятельности. Презентация 2012 года, но для примера подходит. Посмотрите первые 2,5 минуты, где идет представление себя и компании. Обратите внимание, как с одной стороны, используются деловые графики и цифры, и в то же время особенности компании подчеркнуты очень наглядно и с юмором. Схема 10. Представление своей компании для клиента На схеме представлен вариант презентации компании при взаимном знакомстве с клиентом на индивидуальной встрече. Эту же схему можно использовать и для других случаев, лишь изменив последний блок не переход к задаче клиента, а вывод или призыв к действию, или переход к следующей части презентации.

Что делаем: Помогаем российским компаниям начать бизнес на территории Китая. Наша особенность — поиск партнеров для непопулярных в стране видов бизнеса. В каких ситуациях к нам обращаются: К нам обращаются, когда хотят найти партнеров, проанализировать рынок, грамотно оформить юридические документы. Пример работы: Например, наш последний проект - это… Мы взялись за поиск партнеров для продажи продукта, который никогда не предлагался в Китае. Переход к задаче клиента: Какую задачу вы хотите решить? Видеопример: В видеопримере презентация компании для интернет-сайта. На встрече с реальным клиентом вы будете говорить немного иначе, но принцип тот же. Обратите внимание: идет рассказ не шаблонными фразами, что у компании качественный товар и надежный сервис, а показывается, о чем беспокоится клиент и как это решается.

Общие рекомендации по представлению себя и компании Незнакомые люди не хотят слушать историю о вас или вашей компании. Им важно только 2 вещи: сориентироваться, чем занимаетесь и чем можете быть полезны. Если ваша профессия проста и понятна, а компания известна, это проще. Например, я — директор по маркетингу авиакомпании «Известная компания». Если ваша должность и компания ни о чем не говорят слушателю, придется расшифровать. Например, я — технолог-наблюдатель компании «Стройломайплюсминус». В этом случае проще сказать обычными словами, чем вы занимаетесь. Моя компания занимается постройкой домов, я слежу за соблюдением технологий строительства.

Избегайте креативных формулировок: поставщик счастья, укротитель текста, мы дарим праздник, я вдохновляю людей и т. Они не проясняют, чем вы занимаетесь. Не увлекайтесь перечислением регалий и званий. Если они поданы в ненужный момент, могут быть восприняты аудиторией как самолюбование. Избегайте лозунгов и общих фраз, типа: мы располагаем обширными базами данных партнеров, у нас очень качественная продукция, у нас лучшие условия сотрудничества. На чем все это основано? Если это так, покажите конкретику. Если в вашей презентации можно опустить название компании и остальной рассказ подойдет любому конкуренту, значит, вы не показали характера вашей компании.

Презентацию надо переделывать. Презентация на совещании Ситуации. Представление идеи вариант 1 Есть две универсальные схемы для презентации идей. Причем они касаются как простых рабочих идей, так и крупных стратегических.

Полезно также прорепетировать свою речь. Выступающий должен использовать определённые ораторские приёмы и средства, помогающие донести до слушателей основное, главное, убедить их в чём-то, воздействовать на чувства. К таким приёмам относится оригинальное начало, чёткое определение вопроса и задачи высказывания, выделение голосом главного, основной мысли высказывания, использование ярких примеров и цитат для подтверждения основных положений высказывания. Выступление будет доказательным и хорошо воспринимаемым слушателями, если в нём будут использованы такие средства, как сравнение, противопоставление, аналогия и др.

Этап 5. Защита Процедура защиты исследовательской работы предусматривает выступление автора с сообщением об основных результатах его исследования. Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 мин. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 мин, но не более. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы.

Риторика: Практикум

Основные этапы подготовки к публичному выступлению Рассказываем как успешно выступить с докладом. Составляем план выступления, определяемся сколько времени выделять на выступление. Поговорим про начало, научную этику и заключительную часть выступления с докладом.
Подготовка речи | Учебные материалы Следующим этапом является написание текста выступления. Для этого важно помнить, что речь должна быть грамотная, логически выстроенная, предложения следует строить простые, избегать недосказанности и неоднозначности высказываний или суждений.
Способы подготовки оратора к выступлению. Подготовить выступление не так уж и сложно, когда есть инструкция. В этой статье представлены проверенные временем методы, так что расслабьтесь и читайте внимательно! Определитесь с целью выступления.

Яндекс Образование

А дальше — тренировка и практика. Вам необходимо репетировать свою речь снова и снова перед друзьями, родственниками и даже перед зеркалом. Если у Вас есть магнитофон лучше видеокамера , фиксируйте все свои репетиции с последующим их анализом. Потом слушайте или смотрите кассеты и отмечайте, какие улучшения можно внести в выступление. Если Вы пользуетесь видеокамерой, смотрите прямо в объектив, стараясь использовать такие мимику и жесты, как при разговоре с другим человеком. Не относитесь к себе слишком снисходительно, оценивайте себя строго.

Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей он добивается. Отсутствие определённой целевой установки снижает эффективность выступления, не позволяет оратору добиться желаемого результата. Выступающий должен формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Чёткая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает её осмысление. Поиск материала.

Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, оратору необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме. Для этого можно использовать самые разнообразные источники: официальные документы, научную и научно-популярную литературу, беллетристику, статьи из газет и журналов, передачи радио и телевидения, результаты социологических исследований, личные контакты, размышления и наблюдения. Важно использовать и так называемый местный материал, то есть имеющий отношение к жизни слушателей. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает их интерес. Изучение и анализ отобранного материала.

Собрав необходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаясь понять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то или иное положение во время выступления. Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специалистов, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли к рассматриваемому вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории. Разработка плана выступления.

В процессе подготовки речи необходимо определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший план выступления, нередко отклоняется от темы, не укладывается в отведённое для выступления время. Планы делятся на простые и сложные, а оба этих вида планов могут быть предварительными, рабочими и основными. Предварительный план освещает все возможные проблемы выступления, он затрагивает тему широко, позволяя оратору найти конкретный вариант.

Например, хотите поразить публику экономическими достижениями некоего государства? Сделайте акцент именно на этой цифре. Прокрутите ее в своей голове. Найдите еще несколько столь же заслуживающих внимания деталей и опирайтесь на них. Можете эти интересные детали «прикрепить» к плану, который вы только что написали. Следующий прием хорошо помогает тем, кто наделен в первую очередь зрительной памятью: попробуйте мысленно «снять кино» на тему своего доклада. Например, вы рассказываете о каком-то историческом событии.

Представьте в красках, как все это было. Что говорили участники событий? Как они были одеты? Какие действия совершали? Помните: мы тем лучше запоминаем материал, чем более личное значение он для нас имеет. Попробуйте связать себя с теми сведениями, о которых вы собираетесь повествовать. Рассказываете об особенностях экономики Греции?

А может быть, вы недавно отдыхали в этой стране или мечтаете там побывать? Сделайте Грецию ближе к себе — и вам станут ближе ее экономические достижения! Замечательные шпаргалки Почему многие опытные ораторы или университетские преподаватели говорят о том, что писать шпаргалки — полезно? Потому что при их написании вы, во-первых, непроизвольно запоминаете часть необходимого материала, а во-вторых, стараясь максимально экономить место, выписываете только самое необходимое. Поэтому—пишите шпаргалки, но старайтесь ими не пользоваться! Учеными доказано, что недосып и стресс отрицательно влияют на способности к запоминанию. Так что если вам в принципе трудно удержать в голове большие объемы текста или другой информации, то в первую очередь наладьте свой график.

А потом приступайте к упражнениям по улучшению памяти. Игра в ассоциации. Запоминание цифр Бывает так, что мозг как будто объявляет забастовку и никак не хочет запоминать какие-то имена, даты, термины или формулы. В таких случаях специалисты рекомендуют использовать так называемый ассоциативный метод. Суть его в следующем. Человек лучше всего запоминает то, что связано с каким-то уже известным ему фактом, понятием. Ассоциация — это, собственно, и есть связь между какими-либо объектами в памяти человека, которая при появлении одного объекта влечет за собой появление в сознании того, который ассоциативно с ним связан.

Например, маленькая девочка примерила мамину шубу, которая пахла духами, — и с тех пор эти духи будут ассоциироваться у нее с тактильным ощущением мягкого меха. Поэтому, для того чтобы удержать в своей голове какую-то новую информацию, нужно постараться увязать ее с теми сведениями, которые уже прочно поселились в вашей памяти. Значит, эти связи нужно создать! Причем чем нелепее, чем страннее будет эта связь, тем лучше вы ее запомните. Например, вам нужно запомнить два слова — «кот» и «корабль». Представьте себе кота. Возможно, вам представился сказочный персонаж — Кот в сапогах.

Прекрасно, пусть будет именно такой кот. Но как увязать его с кораблем? Возможно, ваш кот плывет на нем открывать Америку? Итак, у нас сложился образ — Кот в сапогах в образе Колумба стоит на капитанском мостике и вглядывается в океанскую даль. Такой образ вы вряд ли забудете, не правда ли? Попробуйте найти как можно больше связей для слов «кот» и «корабль». Может быть, ваш кот — корабельный и ловит на корабле крыс?

Может быть, он заснул на солнышке и ему снится корабль, ведь он всю жизнь мечтал быть не котом, а морским волком? Важно: при формировании подобных связей избегайте стереотипных построений, старайтесь найти такие ассоциации, которые еще вчера, возможно, показались бы вам безумными. Особая история — запоминание цифр. Большую сложность вызывают даты. Как запоминать их? Вам нужно просто сопоставить цифры из вашего доклада, например, с какими-то эпизодами своей жизни. Например, вам предстоит использовать в докладе фразу «двадцать три химических завода» и вы никак не можете запомнить, о каком количестве заводов идет речь.

Но зато у вашего младшего брата день рождения 23-го числа! Вот и возникла нужная вам ассоциация. Если речь идет, например, о четырехзначной дате — скажем, «1503 год» — дату можно разбить на две. Что связано с числами 15 и 03? Нашли: «В возрасте 15 лет я занял почетное третье место на олимпиаде по химии! Например, «2» — это гусь подобная ассоциация у многих существует со школьных лет. Ассоциативный ряд: «Гусь, вооружившись топором, скатал снеговика».

Число 248 мы успешно запомнили! И еще один очень важный совет. Независимо от того, какой вид памяти у вас доминирует, одним из самых действенных способов запоминания является репетиция доклада. Попросите кого-нибудь из родных послушать вас. Если нет такой возможности — расскажите все домашней кошке или порадуйте своим докладом аквариумных рыбок. Очень хорошо, если вы сделаете это перед зеркалом — так вам будет легче обратить внимание на разные погрешности поведения перед аудиторией, о которых разговор пойдет в следующей главе. И обязательно проверьте, укладываетесь ли вы в отведенный регламент!

Вот прямо с секундомером в руке и проверьте. Голова-компьютер Эйдетической памятью от греч. У человека, обладающего эйдетической памятью, увиденный образ как бы запечатлевается в мозгу, что позволяет ему запоминать огромные объемы информации. В качестве примера можно привести американца Кима Пика 1951-2009 , который помнил наизусть тысячи прочитанных книг, мог воспроизвести по памяти карту любого города и партитуры музыкальных произведений Ким Пик Сказанному — верить! Итак, доклад написан. Вы хорошо его помните и готовы воспроизвести информацию, даже если вас внезапно разбудят ночью. У вас готовы слайды если они, конечно, требуются и презентация.

Осталось совсем немного — представить свое творчество публике, то есть впереди собственно выступление. Вы тщательно продумали свое выступление? Уверены, что все учли? Предлагаем еще раз все продумать, опираясь на изложенное далее. Ведь даже использование новейших научных достижений, о которых ораторы прошлого могли только мечтать, не может компенсировать погрешности выступления, известные с давних пор. Не хотим вас пугать, но известно довольно много случаев, когда, по сути, блестящий доклад интересная тема, логичное содержание, убойные аргументы, прекрасные слайды в итоге никому не запомнился из-за того, что оратор не умел держать себя на публике, плохо владел голосом, выглядел странно и неуверенно — одним словом, акция как искусство произнесения речи была ему недоступна. Давайте поговорим об основных правилах, которые помогут нам не ударить в грязь лицом перед слушателями!

Будем откровенны — внешний вид оратора, его манера держаться и говорить «делают» половину успеха доклада. Даже если выступающий в чем-то незначительно ошибся, допустил пару помарок в речи или перепутал пару слайдов — аудитория простит его, если он уверенно держится, владеет материалом, обладает красивым поставленным голосом, выразительно говорит, к месту шутит и приводит примеры из практики. Думаем, вы согласитесь: чрезмерно визгливый или, наоборот, слишком тихий голос, «проглатывание» слогов и слов, слишком быстрый или слишком медленный темп речи — все это может оттолкнуть слушателей и, следовательно, погубить ваш доклад на корню. Рассмотрим основные технические особенности речи, а также наиболее распространенные погрешности в этой области и способы их устранения. Никогда не следует стараться «вопить» в аудитории. Используйте среднюю громкость. Да, бывают помещения с плохой акустикой и в них иногда требуется наращивать громкость голоса, но мы сейчас говорим о «среднестатистических условиях».

Артикуляция от лат. В фонетике науке, изучающей звуковое строение языка так принято называть деятельность органов речевого аппарата в то время, когда они образуют звук. И это очень важно! Наверняка вам доводилось видеть ораторов, которые произносили слова, едва разжимая губы. Или говорили так, как будто их рот набит горячей кашей, а им внезапно пришлось выступать. Все это — неправильная артикуляция. И если мы хотим, чтобы нас понимали и чтобы нас было приятно слушать, нужно, во-первых, овладеть искусством правильной артикуляции пособий — как печатных, так и видео — сейчас очень много , а во-вторых, иметь в своем арсенале несколько упражнений, которые позволят расслабить или, наоборот, привести в тонус речевой аппарат.

С артикуляцией связана дикция — четкость произношения звуков. К ним можно отнести, например, скороговорки. СОВЕТ: постарайтесь послушать себя «со стороны». Запишите произносимую вами речь на диктофон и прослушайте. Многие ошибки и погрешности будут видны как на ладони... Темп речи. Одинаково плохо воспринимается как тягучая, монотонная речь, так и чрезмерно быстрая, «скачущая».

Открыть вам секрет, почему многие начинающие ораторы торопятся и создают впечатление, будто они опаздывают на самолет? Нет, не только от страха, хотя он тоже подчас заставляет докладчика ускорять темп. Основная причина в том, что выступающие часто забывают о необходимости соблюдать регламент, вспоминают о нем в последний момент и в итоге думают: «А, да ладно! Просто буду говорить чуть-чуть быстрее». В итоге—тараторящий докладчик, недоумевающие слушатели, перепутанные слайды, убитое время. Это довольно сложное понятие, в которое укладываются такие компоненты, как паузы, тембр, ударения, мелодика. Монотонная, «нудная» речь не украсит ни один доклад.

Интонационная выразительность складывается из следующих моментов: выразительность логическая, когда мы интонационно выделяем начало и конец предложения, смысловые акценты, важные термины и понятия; выразительность эмоциональная. Имеются в виду не заламывание рук и не пафосные восклицания, а демонстрация того, что предмет доклада вам не безразличен и вы хотите поделиться важной информацией со слушателями. Помните наш совет относительно того, что желательно сделать свое отношение к теме доклада «чуть-чуть личным»? А теперь вложите эти чувства в интонацию, сделайте тон чуть более доверительным, не спешите, обращайтесь к аудитории — и ваше выступление будет гораздо более богатым интонационно; выразительность образная, когда вы помогаете публике представить предмет вашего выступления: «Подумайте о том, как упростят жизнь рядового фермера эти приспособления для полива! Какую реакцию слушателей можно назвать положительной? Одобрение высказанных оратором идей и положений Переход «в стан» оратора недавних критиков Корректно выраженное несогласие — оно порождает полемику, весьма полезную для дальнейшего раскрытия вопроса Интересная гимнастика Артикуляционная гимнастика — довольно популярная практика для детей, имеющих какие-либо проблемы дикции, произношения или речевого развития в целом. Впрочем, взрослым, которые хотят улучшить дикцию и научиться владеть своим речевым аппаратом, она тоже может оказаться весьма полезной.

Такие нужные паузы Как вы думаете, без чего немыслима любая речь? Без пауз.

Произнесение речи — важнейший, итоговый этап работы, где содержание доводится до публики. И здесь очень важен выбор языковых средств и стиля изложения.

Традиционно лингвистами выделяется следующие стили — художественный, деловой, газетный, научный, разговорный. Каждый из них характеризуется «набором» языковых средств: фраз, словосочетаний, специфических конструкций. Наиболее же общие рекомендации могут быть сведены к следующим. Для современной публичной речи характерны присоединительные конструкции, которые отделяются от основного высказывания паузой и понижением голоса, позволяя подчеркнуть что-то в высказывании и, в то же время - создавая ощущение импровизированности.

Широко используются присоединения с союзами: «и», «а», «но», «однако», союзными словами «причём», «потому», частицами «разве», «даже», «хоть» и др. Часто используются сегментированные синтаксические конструкции, в которых что-либо подчеркивается с целью привлечения внимания к определённой части высказывания. Они создаются с помощью слов «что касается», «насчёт», «по поводу», «относительно». К сегментированным конструкциям примыкают связочные предложения, которые употребляются при переходе от одной части изложения к другой, для чего используются, так называемые операторные глаголы: «возьмём», «рассмотрим», «остановимся», «представим» и т.

Использование вводных конструкций и предложений типа «словом», «понятно», «если хотите», «как все мы знаем» и др. Устная речь должна характеризоваться и такими качествами, как правильность, краткость, ясность и точность; быть уместной и, желательно, эмоциональной. Ответы на вопросы — это своего рода обратная связь с аудиторией. Содержательно вопросы делятся на два вида — уточняющие ли-вопросы и восполняющие что-вопросы.

Памятка для подготовки публичного выступления

Оппонент — пользуется логической операцией опровержения. Как только один из участников согласится с другим, предмет дискуссии оказывается исчерпанным и она завершается. Применительно к устным выступлениям студентов, в частности на семинарских практических занятиях, хотелось бы высказать и следующие замечания и рекомендации. Студент, во всех случаях устного выступления, должен достаточно чётко представлять: - в связи с чем, кому и, главное, что он хочет сказать; - какими временными рамками располагает; - в чём основной смысл цель, предназначение выступления. Как свидетельствует преподавательская практика, не продумавший эти вопросы студент, выступая, например, на научно-практической конференции, часто не укладывается в регламент и, вынужденный сокращать время выступления — ослабляет акценты на наиболее важном: на аргументации выдвигаемых положений и итоговых выводах. Такого студента часто «смущает» и предложение ведущего конференцию — выделить то главное сформулировать как тезис , что он хотел довести до аудитории.

К сожалению, студент, вчерашний школьник, при устном ответе часто «по-школьному» в негативном смысле этого слова , пытается освещать вопросы как обычного семинарского занятия, так и отвечая, например, на вопрос зачёта. Студент как бы «отчитывается» перед преподавателем о том, что он что-то там читал…, при этом выражая свои мысли не законченными чёткими предложениями суждениями, которые можно оценить как истинные или ложные , а подобием каких-то намёков на якобы известные преподавателю положения. Однако в высшем учебном заведении студентам вполне осознанно следует учиться выступать «по-взрослому», серьёзно и обстоятельно, имея в виду, что для будущего юриста, в силу обычно публичного характера его деятельности, подобные умения и навыки необходимы профессионально. В дидактических и воспитательных целях, студенту предлагается, даже при ответе на обычный вопрос семинарского занятия, представлять себя в ситуации, где он студент знает, что нужно сказать по существу вопроса, а аудитория менее компетентна и должна что-то уяснить и оценить сказанное. При этом не исключается и возможность задавать вопросы «из зала» для уточнения каких-либо положений, а также выступления других студентов с комментариями и дополнениями.

Такому семинару, при определённой подготовленности студентов, нетрудно обрести интерактивную форму, превратиться в диспут с диалоговой формой общения студентов, что, конечно же, будет способствовать более глубокому усвоению учебного материала, формированию у студентов профессионально-необходимых навыков аргументации и ведения полемики. Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 2745; Мы поможем в написании вашей работы! Поделиться с друзьями:.

Необходимо определить тему выступления, найти ее удачную формулировку, определить цели высказывания и собственное отношение к высказываемому. На этапе изобретения происходит сбор материала как теоретического, так и иллюстративного статистические данные, схемы, цитаты и т. Расположение, или искусство композиции, — следующий этап в подготовке выступления. Композиция — это логика развития темы. Речь, лишенная такой логики, воспринимается с трудом.

Основная задача оратора — установление четкого членения сообщения и обеспечение связности между его частями.

Экспромт — это хорошая заготовка, в свое время тщательно продуманная, заученная и отрепетированная. Экспромт удается тогда, когда он заранее подготовлен, причем так, чтобы слушатели не догадались об этом. Но при продолжительных выступлениях для всех ораторов идеален план-конспект. Именно план-конспект, а не текст выступления. А дальше — тренировка и практика. Вам необходимо репетировать свою речь снова и снова перед друзьями, родственниками и даже перед зеркалом.

Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными. Неподробный конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами, и т. План с цитатами и т. Речь без бумажки. Опираясь на логические законы речи, отраженные в орфографии и пунктуации, мы можем установить некоторые общие закономерности тонирования, характерные для мелодического строя русского языка. К ним в первую очередь относятся: логическое ударение, логическая пауза, речевой такт интонационно — мелодический рисунок знаков препинания. Логическое ударение, в отличие от грамматического, выделяет не отдельный слог, а целое слово и может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания. Устная речь требует четкой смысловой группировки слов вокруг логических центров, такой, чтобы слушатель воспринимал не отдельные слова, а смысловые блоки, куски, называемые речевыми тактами. Речевые такты объединяют в себе слово или группу слов, тесно связанных между собой по смыслу.

📣 Сила речи: 8 советов, как подготовиться к публичному выступлению

4) Разработка плана выступления. План выступления – это его краткая программа, в которой определяется порядок изложения материала. На разных этапах подготовки составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий, основной. План-конспект выступления – заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены. Текст выступления – готовится полный текст выступления, который затем полностью зачитывается. Когда основная часть готова, вы, скорее всего, уже будете понимать, чем закончить речь. Если ничего не приходит в голову, кратко (!) изложите главные пункты вашего выступления или декларируйте тезис (вот здесь ему самое место). Рассказываем как успешно выступить с докладом. Составляем план выступления, определяемся сколько времени выделять на выступление. Поговорим про начало, научную этику и заключительную часть выступления с докладом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий